Существует мнение, что каждый человек умеет читать любые тексты. Но так ли это на самом деле? Многочисленные исследования говорят о том, что это не так.
Трудно не согласиться со словами Д. Дидро, жившего более 200 лет назад, что «люди перестают мыслить, когда перестают читать». Но за последние годы статус чтения, его роль, отношение к нему в обществе сильно изменилось.
Как заинтересовать ребёнка в чтении? Как воспитать книголюбов? Какие предпринять шаги для привития интереса и умения «вычитывать» информацию? Ведь школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникает из-за неумения ученика понимать прочитанное.
Особенно это актуально в век новых технологий, когда важно не только уметь читать и ориентироваться в большом потоке информации, но и уметь анализировать её и использовать в жизни.
С целью обмена опытом по организации работы над смысловым чтением 22 ноября 2017 г. на базе Антрацитовской ООШ № 1-лицея прошёл семинар-практикум для учителей русской филологии «Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций».
«Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром», - говорилось в докладе учителя русского языка и литературы АООШ №1 - лицея Валентины Икавой.
Руководитель горрайонного методического объединения филологов Ирина Тимофеева провела тренинг, во время которого педагоги имели возможность поработать с различными «замусоренными» текстами и попытаться выбрать из них нужную информацию. Участники тренинга рассмотрели проблемы, с которыми сталкивается учитель при формировании навыков смыслового чтения.
На важности обеспечения преемственности всех ступеней общего образования в вопросе обучения школьников смысловому чтению акцентировала внимание учитель русского языка и литературы Ребриковской ООШ Ольга Солодченко. Она высказала мысль, подтверждаемую новым государственным стандартом: «Работа по формированию навыка смыслового чтения не должна прерываться при переходе обучающихся начальной школы на следующую ступень обучения. Учитель-предметник в рамках своего предмета должен проводить работу по развитию и совершенствованию навыков смыслового чтения».
Методист АИМЦ Надежда Холина подвела итоги семинарского занятия: «Сегодня смысловому чтению учат в школах, что позволяет более эффективно и быстро усваивать программу. Так давайте же будем делать все для того, чтобы смысловое чтение стало основой развития ценностно-смысловых личностных качеств обучающегося, надёжным обеспечением успешной познавательной деятельности на протяжении всей его жизни. Ведь, по словам Алвина Тофлера: «В ХХІ веке безграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться, используя умения читать и писать».