ГБУ "Антрацитовский информационно-методический центр" ЛНР

» » семинар-практикум для учителей украинской филологии «Подготовка к написанию творческой работы (сочинения-рассуждения) по исходному тексту»

семинар-практикум для учителей украинской филологии «Подготовка к написанию творческой работы (сочинения-рассуждения) по исходному тексту»

Учителя украинской филологии искали самый удачный рецепт написания сочинения по исходному тексту

Развитие профессиональной компетентности, культуры инновационной деятельности учителя-словесника, способности творческого осмысления собственной педагогической деятельности строится на основе требований Государственных образовательных стандартов, целей, задач и принципов школьного филологического образования, и это требует от учителя знания ведущих научных теорий, школ, концепций, определяющих современное видение теории и практики школьного курса русского языка и литературы, украинского языка и украинской литературы.

Обучение в школе невозможно представить без регулярного написания сочинений. После долгих экспериментов оно вновь занимает почетное место в школьной программе и включено в список обязательных испытаний на ГИА.

Как научить писать ребенка сочинение? Каким критериям оно должно отвечать, какие виды сочинений существуют? 28 ноября 2018 года на базе ООШ № 3 состоялся семинар-практикум для учителей украинской филологии «Подготовка к написанию творческой работы (сочинения-рассуждения) по исходному тексту». Навыки для написания творческой работы требуются одни и те же и по русскому, и по украинскому языку, поэтому очень важно вовремя научить, а точнее – помочь ребёнку научиться писать сочинения.

Учителя украинской филологии искали наиболее действенные методики, которые помогут им и их детям справиться с нелегкой задачей написания сочинения.

Руководитель ГРМО Ирина Разнованова напомнила присутствующим о важности смыслового чтения, предложила педагогам найти и классифицировать ошибки в ученических сочинениях. Во время активной работы над отрывками сочинений педагоги согласились, что важно проводить полномасштабный анализ написанного вместе с учениками, выявить не только удачные моменты, но и типичные ошибки, которые встречаются чаще всего. Можно посвятить этому весь следующий после написания сочинения урок или факультативное занятие. Но анализ должен быть! Ученик не сможет научиться писать сочинения, если не будет видеть примеров хороших и плохих работ, а также подробных комментариев к своей работе.

Учитель филологии ООШ № 3 Елена Пономарева познакомила участников семинара с композицией сочинения по исходному тексту, шаблонами начала и концовки сочинения, критериями оценивания работы, перечнем произведений современной литературы. Педагог обратила внимание филологов, что написание сочинения – это не только важный этап учебного процесса. Это ещё и возможность личностного роста. Ведь в процессе работы ребёнок должен отстаивать свои идеи, доказывать свою правоту, а для этого ему необходимо обладать достаточным объёмом информации по той или иной теме. Чтобы научить школьника писать сочинение, его следует научить думать. А это требует от учителей и родителей постоянного внимания к ребенку, заинтересованности в его жизни и огромного терпения.

Учитель филологии Антрацитовской гимназии № 1 Ванда Назарова напомнила педагогам, что наиболее действенными методами, позволяющими ученикам развить способность мыслить, высказать и отстоять свою точку зрения, являются метод ПРЕС и синквейн. При этом педагог подчеркнула, что применение разнообразных приемов, методов и технологий не должно являться самоцелью - важен результат. Учитель должен оценивать свои успехи успехами своих учеников. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают чувство собственного достоинства, дают ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость. На современном этапе развития образования такая система обучения должна быть не фрагментарной, а всеобъемлющей.

Методист АИМЦ Елена Титова предложила учителям исходные тексты, на которых они могли бы попробовать свои силы в выделении проблем, формулировке идей, выраженных автором. Педагоги согласились, что важно донести до учащихся мысль, что идею сочинения формулируют они сами. Одна и та же тема может содержать в себе 3, 4, 5 идей. И от того, какую идею выберет ученик, зависит и содержание сочинения.

Итогом семинара стало понимание того, что отношение учителя к учебному процессу, его профессионализм и творческий подход, ориентиры на метапредметность, желание раскрыть способности каждого ученика, научить его учиться – это и есть главный ресурс, без которого новые подходы к организации образовательного процесса в школе не могут существовать.


Материалы семинара-практикума