30 ноября 2016 года на базе ГБОУ «АООШ I-III ст. №3» ЛНР был проведён научно–практический семинар для учителей физики образовательных учреждений г.Антрацита и Антрацитовского района «ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ». Не секрет, что сегодня общеобразовательная школа все чаще сталкивается с проблемой снижения учебной мотивацией и отсутствием познавательной активности учащихся. Проблема повышения мотивации обучения требует от учителя нового подхода к ее решению, в частности, разработки более совершенных организационных форм и методических приемов обучения. Надо помнить, что в процессе обучения важны не только знания, но и впечатления, с которыми ребенок уходит с урока.
В современной педагогической литературе общепризнанной является идея взаимосвязи усвоения материала и отношения к нему учащихся, то есть интеллектуальные процессы напрямую зависят от мотивов деятельности. Конкретные мотивы, побуждающие ребенка учиться, определяют то, чем становятся для него полученные знания и как они усваиваются.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Учитель знает, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать. Мотивация учащихся во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения. Характеристикой этой позиции являются: высокий уровень педагогического мышления и его критичность, способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога со школьником, стремление к обоснованию своих взглядов, способность к самооценке своей преподавательской деятельности.
Формирование познавательного интереса школьников к предмету – сложный процесс, предполагающий использование различных приемов в системе средств развивающего обучения и правильного стиля отношений между учителем и учащимися. Именно этой проблеме был посвящен научно-практический семинар «Повышение мотивации учащихся на уроках физики» для учителей физики.
В теоретической части семинара Григоренко Ольга Викторовна, учитель физики ГБОУ «АООШ I-III ст. №13» ЛНР, познакомила присутствующих с особенностями современного урока в аспекте содержания ВГОС, с требованиями, которые предъявляет на сегодняшний день к учителю Временный государственный образовательный стандарт, с новыми подходами к проектированию урока физики и приемами повышения мотивации учащихся.
Шкуренко Наталья Владимировна, методист АИМЦ, уделила большое внимание формированию ключевых компетенций учащихся, внедрению проектной деятельности в учебно – воспитательный процесс.
В ходе семинара учителя физики стали активными участниками практикума «Из опыта работы», на котором выступили: Шварц Инна Ивановна, учитель физики ГБОУ «Антрацитовская гимназия №1» ЛНР, по теме «Мотивация к изучению физики через внеурочную деятельность» и Ткаченко Ирина Александровна, учитель физики ГБОУ «АООШ I-III ст. №10» ЛНР, «Мотивация к изучению физики через нетрадиционные формы и методы обучения».
Лысенко Любовь Михайловна, психолог ГБОУ «АООШ I-III ст. №3» ЛНР позволила педагогам настроиться на оптимистичный рабочий лад, провела психологические упражнения по выявлению мотивации обучения с позиции роли ученика, учителя, родителя, общественности, содействовала развитию психологической готовности учителей к инновационной деятельности.
Педагоги отметили высокий методический уровень организации и проведения семинара, огромное значение его в совершенствовании профессионального уровня, повышении квалификации, распространении педагогического опыта.
В ходе семинара участниками были выработаны рекомендации по организации и проведению современного урока физики и формированию позитивной мотивации учащихся.