ГБУ "Антрацитовский информационно-методический центр" ЛНР

» » Формирование маленького исследователя – важная задача начальной школы

Формирование маленького исследователя – важная задача начальной школы

Естественнонаучная грамотность выпускника начальной школы – это его активный интерес к вопросам, связанным с естественными науками, готовность осознанно осваивать методы исследования, умение наблюдать и проводить простые эксперименты, делать выводы и объяснять явления. Формирование естественнонаучной грамотности – одна из задач современной начальной школы. Учителя начальных классов активно работают над ее формированием у младших школьников, именно поэтому вебинар «О формировании и развитии естественнонаучной грамотности младших школьников на уроках информатики», который прошел 9 декабря 2020 года в рубрике «Всё для учителя» издательства Бином «Лаборатория знаний», является актуальным для совершенствования профессиональной компетенции учителей нашей школы. Вебинар провела Матвеева Н.В., кандидат педагогических наук, автор УМК «Информатика 1-4».

Этот вебинар – один из целого цикла лекций, рассказывающих о формировании функциональной грамотности и всех её компонентов. Во время его проведения автор определила понятие естественнонаучной грамотности, доказала роль ситуационных задач в ее развитии, показала технологию проведения урока-проекта, направленного на это развитие при изучении информатики в начальной школе. Но наиболее значимой, по нашему мнению, является предложенная автором система общих принципов развития любого рода грамотности на уроках информатики, включающая принцип получения информации, принцип оценки информации, принцип рефлексии и принцип использования полученной информации на практике, которую мы в дальнейшем будем использовать в своей работе.

Во время просмотра вебинара мы убедились, что формирование в младшем школьнике маленького исследователя, который сможет наблюдать явления и факты, описывать их, осмысливать полученную информацию и применять ее, – важная задача начальной школы. Пока же мы часто наблюдаем действия по шаблону, т.е. ребенок легко повторяет строгий алгоритм действий, показанный учителем, но не способен самостоятельно выполнять исследования. Надеемся, что умения и навыки, полученные нами при просмотре вебинара, помогут достичь желаемого результата и реализовать эту задачу при обучении наших учеников.