В течение всего рабочего дня учитель включается в широкий диапазон взаимоотношений с коллегами, учениками, родителями по разным поводам. И, естественно, в общении возможны недоразумения, ссоры, обиды, проявления агрессии, смена настроений. И ситуация может перейти в конфликт. Конфликты надолго вызывают у учителя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой. В результате конфликта между учителями и учащимися формируется барьер, проявляющийся у ребенка в грубости, конфликтности, отрицательном отношении к учителю. Разрушить этот барьер учащийся самостоятельно не может. Здесь все зависит от педагога.
Что же такое конфликт - добро или зло? Как лучше всего себя вести в конфликтных ситуациях? Существует ли универсальный рецепт конструктивного решения конфликта? Ответы на эти и другие вопросы искали классные руководители – участники семинара-практикума «Пути и методы решения конфликтов между педагогами и учащимися, педагогами и родителями», который состоялся 11 января 2018 года на базе ГБОУ «Учебно-воспитательный комплекс № 1 «общеобразовательное учебное учреждение – дошкольное учебное учреждение» Луганской Народной Республики.
С приветственным словом обратилась к присутствующим «хозяйка дома» – директор образовательного учреждения Марина Стась. Она обратила внимание участников семинара на важность и своевременность выбранной темы, пожелала активной плодотворной работы.
Заместители директора Светлана Заика и Татьяна Полищук предложили учителям упражнение «Яблоко и червячок», а также просмотр и обсуждение мультфильма «Птички», в котором показано назревание, развертывание и окончание конфликтной ситуации. Присутствующие педагоги поняли, что то, что останется после конфликтной ситуации, во многом зависит от них.
Далее, работая в группах, учителя нарисовали щиты-талисманы, написали девизы, которые им помогают в трудных и конфликтных ситуациях, выстроили ассоциативный ряд к слову конфликт и дали своё собственное определение этому понятию. Ими был рассмотрен универсальный рецепт конструктивного решения конфликта, послевкусием которого будет удовлетворенность всех сторон и приобретение ценных навыков жизни в обществе.
Каждый классный руководитель должен быть исследователем, уметь провести исследование по различным проблемным ситуациям, в том числе и конфликтным. Через проектирование можно научиться выходить из самых сложных педагогических ситуаций. Поэтому педагогам были предложены сценки из школьной жизни, разыгранные учащимися, и педагогический практикум «Пути разрешения конфликтных ситуаций».
Пройдя анонимное тестирование, классные руководители имели возможность узнать, насколько они сами являются конфликтными личностями и как действуют в условиях конфликта.
Завершился семинар заполнением эмоциональной карты. Все присутствующие педагоги высоко оценили работу своих коллег из УВК №1, поблагодарив их за интересный, насыщенный семинар. Ведь совершенствование профессионального мастерства, постоянное знакомство с новыми технологиями, повышение профессиональной культуры (вне зависимости от педагогического стажа) было, есть и будет всегда приоритетным.
Материалы семинара