…А учителями пусть будут
самые лучшие из людей,
нравственностью
Ян Амос Коменский
31 января 2018 года в Антрацитовском информационно-методическом центре состоялся семинар-практикум для учителей биологии, географии, химии. Встреча была посвящена педагогической культуре - гармонии высокоразвитого педагогического мышления, знаний, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующей эффективной организации образовательного процесса.
Методист центра А.А.Щербакова подчеркнула, что в современном мире, когда происходит деформация духовной жизни общества, разрушаются традиционные устои, искажаются нравственные нормы и принципы, возрастает роль учителя, как личности высоконравственной, интеллигентной, эрудированной.
Каким должен быть хороший учитель? Этот вопрос изучался в разные годы. Методист представила информацию, как отвечали на этот вопрос школьники 30-х, 60-х, 90-х годов. А какие качества больше всего ценят в учителе современные школьники? По результатам анкетирования, проведенного среди учащихся 5-11 классов школ г.Антрацита, главные качества педагога - любовь к детям, доступное изложение материала, умение найти с учащимися общий язык, доброта, сдержанность, справедливость.
А.А.Щербакова подчеркнула, что во все времена самые важные качества педагога – любовь к детям и любовь к своему делу. Об этих качествах более двухсот лет назад Л.Н.Толстой сказал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».
Культура педагога – комплексное многоуровневое явление, включающее личностные качества, педагогическую этику и такт речевую культуру общую эрудицию, педагогическое мастерство, творческий потенциал, достойный внешний вид.
Уважаемы коллеги, зададим себе вопрос. Всегда ли я доброжелателен с учениками, тактичен и приветлив с коллегами, учтив с родителями? О том, как строить общение в соответствии с нормами и правилами педагогической этики и такта, устанавливать и поддерживать психологический контакт с детьми, коллегами и родителями в своем выступлении рассказала учитель химии АСШ № 5, О.П.Булгакова. Она также предложила коллегам разрешить педагогические ситуации взаимодействия ученика и учителя, администрации школы и учителя, членов педагогического коллектива.
Чистота речи также является важной составляющей педагогической культуры. Без навыков грамотного выражения своих мыслей, а также без правильного оформления их, нельзя рассчитывать на успех в педагогической карьере. Основными компонентами речевой педагогической культуры являются вербальное и невербальное общение.
О речевой культуре педагога говорила учитель русского языка и литературы ООШ № 1-лицея И.В.Тимофеева. В практической части участники семинара разобрали типичные ошибки, допускаемые в речи, затруднения, которые возникают при образовании множественного числа, словосочетаний, расставили ударения в общеупотребительных словах, биологических и географических терминах.
Интересным и живым было общение педагогов с практикующим психологом М.А.Скляр. Общая и коммуникативная культура обязательно включают в себя и культуру невербального общения. Тело посылает постоянные сигналы самому человеку и окружающим. «Говорим голосом, беседуем всем телом» - говорил Публиций. Посредством упражнений, видеоматериалов, тренинга психолог раскрыла возможности использования жестов, мимики, интонаций, в практической деятельности педагогов с целью эффективного взаимодействия, предупреждения конфликтных ситуаций.
Участники семинара провели дискуссию о важности внешнего вида в деятельности педагога. Общим мнением было, что внешний вид является важным компонентом культуры педагога. Он включает в себя не только умение одеваться, но и выглядеть так, как того требует занимаемая должность. Педагог будет примером для подражания, если он аккуратен и опрятен, носит элегантную одежду. Достойный внешний вид повышает самооценку, а также демонстрирует уважение к окружающим. Предметом дискуссии были стиль и силуэт одежды, аксессуары, цветовая гамма, обувь и прическа педагога.
Удачно подобранный гардероб выгодно подчеркнет профессиональные и личные качества педагога, вызывает уважение. Внешний вид учителя воспитывает эстетические чувства детей.
По окончании семинара участники обменялись мнениями и впечатлениями о проведенном мероприятии.