27 апреля 2018 года, открывая семинар-практикум для учителей биологии, географии, химии «Профилактика профессионального выгорания педагогов», методист ГБУ «АИМЦ» Щербакова А.А. отметила, что ситуации, характеризующие синдром профессионального выгорания в современном образовании не редкость. Почему именно педагоги страдают эмоциональным выгоранием? Потому что основным источником выгорания является общение с людьми, и школа – наибольшее средоточие конфликтных случаев. Как сказал писатель Джеймс Морроу, «никто не становится для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек». Именно педагогическая деятельность насыщена различными напряженными ситуациями. Профессиональное выгорание - ответная реакция на длительные профессиональные стрессы межличностных коммуникаций, которая проявляется эмоциональным истощением, нарастающим безразличием к своим обязанностям и происходящему на работе, тенденцией к развитию негативного, бездушного, циничного отношения к учащимся и коллегам, негативным самовосприятием в профессиональном плане. Методист подчеркнула, что в конечном итоге резко ухудшается качество жизни. В дальнейшем могут развиваться невротические расстройства и психосоматические заболевания. Поэтому так важно предупреждать и не допускать возникновения неконтролируемого стресса, вызванного общением в профессиональной деятельности.
Щербакова А.А. ознакомила педагогов с результатами диагностики синдрома профессионального выгорания, проведенной среди 41 учителя биологии, географии, химии образовательных учреждений города и района. У 46,3% низкий уровень проявления синдрома, у 38,7% - средний, высокий уровень проявляется у 8,9% и очень высокий - у 6,1% учителей.
Практическую часть семинара провели психологи образовательных учреждений.
- О причинах профессиональных стрессов и симптомах профессионального выгорания педагогов рассказала психолог ДОУ № 15 Драч И.В.
- Из выступления Лещинской Ю.Н., психолога ДОУ № 13 учителя узнали как предупредить и преодолеть возможные деформации личности педагога.
- Психолог Антрацитовской ООШ № 9 Бродяная А.А. провела с учителями упражнения «Выбор», «Антистрессовый чемоданчик», «Спроси у себя…», «Откровенно говоря», познакомила с естественными способами регуляции и «Правилами здорового учителя».
- С психологом Антрацитовской гимназии № 1 Байдугой Е.С. учителя выбрали качества, которые способствуют педагогическому взаимодействию и затрудняют его, а также изобразили «выгоревшего» педагога и педагога без признаков эмоционального истощения.
- Способам регуляции психического состояния, релаксационным приемам обучили педагогов Третьяк О.В., психолог ДОУ № 8 и Веселова Е.С., психолог ДОУ № 7.