В Санкт-Петербурге с 20 по 25 сентября 2018 года проходил III Международный педагогический форум «Живая классика», собравший более 300 педагогов, ученых, писателей, библиотекарей из разных регионов России, а также из США, Италии, Австралии, Луганской Народной Республики, Узбекистана, Эстонии, Кыргызстана и других стран. В культурную столицу их привела не только любовь к русской литературе: все они принимают участие в организации самого масштабного детского конкурса юных чтецов «Живая классика». Ежегодно он собирает более 2,5 миллионов школьников из 85 регионов России и почти 80 стран мира.
Вопросы, которые обсуждались на форуме, разнообразны, но все они неразрывно связаны с чтением: могут ли современные подростки воспринимать классику, что рекомендуют буктьюберы, какие книги следует почитать в трудной жизненной ситуации, чьи книжные рекомендации более важны для подростка, как создать условия для творческого чтения. Психологи, психотерапевты, социологи, литературоведы, книжные блогеры помогли учителям литературы и библиотекарям посмотреть на проблему подросткового чтения с разных сторон. Врач-психотерапевт, психиатр, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии и психосоматики Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии В. В. Титова рассказала о том, как чтение вслух способствует развитию эмпатии. Доктор педагогических наук, профессор кафедры Департамента государственного администрирования НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Л.С. Илюшин рассказал о развивающей и воспитывающей роли текстов в пространстве школы. Руководитель Центра социологии образования Института управления образованием РАО, доктор психологических наук, профессор, академик РАО В. С. Собкин привёл детальную статистику читательских предпочтений школьников в разном возрасте. Э.В. Шамонова, директор КГАОУ «Краевой центр образования» Хабаровского края, продемонстрировала уникальный проект создания развивающей среды в школе: от погружения детей в билингвальную и мультилингвальную среду до создания индивидуальных образовательных маршрутов. Доктор педагогических наук, профессор СПбГУ Т.Г. Галактионова сообщила, что в Сириусе дети сделали неожиданные выводы из чтения классики, например, о провальной идее Татьяны написать письмо Онегину. Старший преподаватель кафедры мастерства актера ГИТИСа, режиссер Театра на Малой Бронной, актер Тарас Белоусов представил мастер-класс по подготовке чтецов к выступлению.
Конкурс «Живая классика» проводится не только в России, но и за рубежом, так как сегодняшним школьникам с большой вероятностью придется сотрудничать с людьми из разных культур: с отличающимся опытом, убеждениями, способностями реагировать, то есть работать в многонациональных командах. Конкурс способствует созданию будущей интеллектуальной элиты стран, проводников российской культуры. Дети из ЛНР участвуют в «Живой классике» с 2014 года. На форуме Республику представляла куратор Тимофеева И.В. В своем выступлении она затронула особенности функционирования русского языка на Донбассе, сопоставила лексику носителей языка, принадлежащих к разным социальным группам, рассказала об участии школьников в российских образовательных проектах, в том числе, конкурсе «Живая классика».
Среди итогов конкурса следует отметить следующие моменты:
с 2019 года участники конкурса «Живая классика» смогут пройти прослушивание в ГИТИС на региональном этапе конкурса в своём регионе. Успешно прошедшие I и II допускаются сразу на III тур.
в 2019 году стартует проект «Живая классика 365», в рамках которого каждый участник конкурса сможет инициировать онлайн конкурс по чтению вслух произведений любимого автора.
поменялись критерии оценки выступлений. В 2019 году логически завершенные отрывки из больших произведений будут оцениваться выше, чем рассказы.
С заседаний форума велась онлайн трансляция, которую уже просмотрело более 3000 человек. Все лекции и мастер-классы доступны на сайте youngreaders.ru в разделе «Лекторий «Просвещение».