3–4 декабря 2018 г. в г. Сочи состоялся V Международный педагогический форум «Языковая норма. Виды и проблемы», объединивший более 300 преподавателей русского языка и литературы из Российской Федерации, стран дальнего и ближнего зарубежья: Польши, Молдовы, Казахстана, Швеции, Германии, США и др. В работе форума приняла участие делегация Луганской Народной Республики в составе О.А. Колесниковой, директора ГУ ДПО ЛНР «Республиканский центр развития образования», И.А. Соболевой, доцента, кандидата филологических наук, заведующего кафедрой русского языкознания и коммуникативных технологий ГОУ ВПО «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко», С.В. Вылиток, методиста отдела методики преподавания учебных дисциплин ГУ ДПО ЛНР «Республиканский центр развития образования», И.В. Тимофеевой, учителя русского языка и литературы ГБОУ «Антрацитовская ОШ I-II ступеней №1-лицей» ЛНР.
Учредителями и организаторами форума выступили Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации, Российская академия образования, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, фонд «Русский мир», Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ), Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ).
Целью работы форума стала выработка консолидированных решений педагогического сообщества школ и вузов, а также представителей органов управления образованием, профессиональных и общественных объединений по ключевым вопросам преподавания, исследования и популяризации русского языка и литературы в России и за рубежом.
Каждый Международный педагогический форум, на котором обсуждаются серьезные лингвистические, культурологические, организационные и методические вопросы, становится значимым событием для российских и зарубежных специалистов по русистике. Открывая пленарное заседание, доктор филологических наук, член-корреспондент РАО, ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) С.И. Богданов отметил, что «русский язык является языком социализации личности, ее когнитивного становления, национальной самоидентификации. При этом в русскоязычных школах русский язык не только предмет изучения, но и главный инструмент усвоения и понимания всех предметов школьной программы».
На церемонии открытия V Международного педагогического форума заместитель министра просвещения России Т.Ю. Синюгина поприветствовала участников от своего имени и зачитала приветственный адрес министра просвещения О.Ю. Васильевой. С приветственным словом к присутствующим обратился также исполнительный директор фонда «Русский мир» В.В. Кочин.
Работа пленарного заседания началась с доклада «Дискуссия о норме в XXI веке» доктора филологических наук профессора Национального исследовательского Университета «Высшая школа экономики» (г. Москва) М.А. Кронгауза.
Участники юбилейного форума на дискуссионных круглых столах обсудили вопросы становления и развития языковой нормы, виды языковой нормы, проблемы обучения языковым нормам разных категорий учащихся, изучающих русский язык как родной и как иностранный.
Особое внимание было уделено созданию нового словарного продукта, отражающего современные тенденции развития языка, и активному его использованию в качестве эффективного инструмента в образовательном процессе. Отмечалось, что глубокое знание русского языка является необходимым условием для постижения всех нюансов художественного текста.
Участие в V Международном педагогическом форуме «Языковая норма. Виды и проблемы» особенно важно для русистов Луганской Народной Республики. 25 лет вынужденного ограниченного функционирования русского языка в нашем регионе негативно сказались на состоянии его литературной формы, в том числе, и на соблюдении норм литературного языка.
Однако с 2014 года все изменилось коренным образом. Сегодня количество часов, отведенных на преподавание русского языка и литературы в образовательных учреждениях (организациях) ЛНР, позволяет педагогам в полной мере раскрыть красоту русской речи, научить школьников вдумчиво читать, понимать закономерности развития языка, приобщить детей к великой культуре. Уроки словесности стали уроками патриотизма, трансформации духовного и общественного опыта предыдущих поколений, уроками открытий и творчества. Несмотря на это, учителям-русистам Республики крайне необходим обмен опытом. Именно ежегодные педагогические форумы являются авторитетными источниками информации о главных тенденциях развития методов преподавания русского языка и литературы. Кроме этого, предоставляется возможность обсудить имеющиеся проблемы, поделиться своими планами, установить перспективные долгосрочные связи с российскими коллегами.
Работа делегации ЛНР на состоявшемся форуме была особенно плодотворной. Н.В.Кулибина, доктор педагогических наук, профессор, начальник научно-методического отдела Управления инновационной деятельностью и непрерывного образования Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина (г.Москва) любезно предоставила возможность использования учителями Республики авторского курса «Онлайн-уроки чтения художественной литературы на русском языке “Праздник, который всегда с тобой”» и пригласила педагогов к дальнейшему сотрудничеству.
Получено разрешение доктора педагогических наук, профессора Вятского государственного университета (г.Киров) Е.О. Галицких на использование в ЛНР авторской программы «Навигация литературного чтения», которая предусматривает работу с учителями, учениками, а также их родителями.
В заключение следует отметить, что участие педагогов в мероприятиях такого уровня способствуют дальнейшей интеграции образования Луганской Народной Республики.