Ребенок любого возраста может быть вовлечен в процесс конфликтного взаимодействия. Уже в детском саду малыши сталкиваются с отсутствием взаимопонимания как с другими детьми в группе, так и с воспитателями. Негативный опыт поведения самого ребенка в конфликте, несправедливое отношение других людей оказывают серьезное воздействие на психику ребенка. Формируются стереотипы и установки, которые он позднее переносит во взрослую жизнь. Если в школьной жизни детей присутствуют конфликты с ровесниками, то их негативные последствия обязательно скажутся спустя десятилетия.
Бесспорно, что и жестокое поведение учителя по отношению к ученику не проходит бесследно для психики ребенка.
Вопрос предупреждения ситуаций насилия в системе образования очень актуален во всем мире. Актуален он и в нашей молодой Республике. Распространенность насилия и жестокого обращения с детьми требует усиления профилактической работы и принятия комплексных превентивных мер.
Учитывая, что применение методов психического и физического насилия по отношению к ученикам недопустимо, Уполномоченным по правам ребенка ЛНР инициировано проведение Республиканской акции «Школа — территория без насилия».
Министерству образования и науки ЛНР рекомендовано активизировать работу по улучшению общего психоэмоционального фона учреждений образования и в период с 28 января по 25 мая 2019 года провести цикл мероприятий, направленных на сплочение школьного сообщества, улучшение психологического климата в общеобразовательных организациях, повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов), повышение уровня коммуникативной культуры обучающихся под общим названием «Школа – территория без насилия».
В рамках мероприятий по предотвращению ситуаций, влекущих за собой применение насилия по отношению к обучающимся, с целью стабилизации микроклимата в коллективах образовательных учреждений, повышения компетенции педагогов в работе с обучающимися с девиантным поведением 17 апреля 2019 года на базе Антрацитовской ООШ № 2 прошел семинар-практикум для заместителей директоров по воспитательной работе «Школа – территория без насилия».
Методист АИМЦ Елена Титова напомнила участникам семинара о различных международных конвенциях, регламентирующих защиту детей от насилия, статьи УК ЛНР, в соответствии с которыми наступает ответственность за жестокое обращение с детьми. На семинаре педагоги рассмотрели такие понятия, как «насилие», «жестокость», «агрессия», виды и формы насилия. Методист представила некоторые зарекомендовавшие себя в Российской Федерации подходы к профилактике насилия и реагированию на его случаи в условиях образовательных организаций.
Заместитель директора по воспитательной работе АООШ № 2 Елена Бочарова провела анкетирование присутствующих по вопросам реагирования на случаи насилия в образовательных учреждениях. Также она подробно остановилась на видах психологического насилия, встречающихся в наших школах, и мерах профилактики и предупреждения его. Заместитель директора привлекла внимание присутствующих к тому, что педагоги сами часто допускают различные насильственные действия в отношении детей, используют телесные наказания и психологическое насилие в качестве мер поддержания дисциплины.
Участники семинара познакомились с методическим пособием «Школа – территория без насилия», изданным в Москве в 2015 году, согласились с необходимостью планирования и осуществления комплексной стратегии по предупреждению и преодолению насилия, наметили пути предотвращения ситуаций насилия не только в образовательных учреждениях, но и в семье.
МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА