ГБУ "Антрацитовский информационно-методический центр" ЛНР

» » Пути повышения качества образования на уроках украинского языка и литературы

Пути повышения качества образования на уроках украинского языка и литературы

Образование - важнейшее из земных благ,

если оно наивысшего качества.

В противном случае оно совершенно бесполезно.

Р.Киплинг

Сегодня многие педагоги ищут пути, которые способствовали бы повышению эффективности обучения. Их всегда волнует актуальная проблема, как сделать так, чтобы всем ученикам было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Как с помощью истории развить личность ученика, его творческое мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения?

07.10.2019 на базе АООШ № 3 в рамках заседания ГРМО учителей украинского языка и литературы состоялся методический диалог «Пути повышения качества образования через обобщение и систематизацию программного материала на уроках украинского языка и литературы», на котором педагоги рассматривали вопрос повышения качества образования и делились накопленным опытом в данном направлении.

Методист АИМЦ Елена Титова задала участникам заседания простой, но актуальный вопрос: в чем состоит качественный учебный процесс? Ответ на него представляется многогранным: для учащихся на первом плане находится интерес к изучаемому предмету; формам и методам обучения; человеку, который ведет занятие; содержанию занятия. Для педагога на первом плане понимание и усвоение учащимися учебного материала; собственный интерес к учебной дисциплине; выполнение учебной программы; апробирование новых форм и методов обучения; дисциплина на занятии. Для администрации учебного заведения на первом плане находятся количественные показатели: успевающие и не успевающие, прогулы, дисциплина, кадровая обеспеченность, хозяйственные вопросы, положение учебного заведения среди других такого же типа. Для родителей важно, чтобы их ребенок был «на хорошем счету», получал достойные оценки и чтобы ему было интересно учиться. То есть для разных участников образовательного процесса его качество определяется специфическими факторами.

Руководитель ГРМО Ирина Разнованова акцентировала внимание присутствующих на условиях достижения «нового современного качества образования». Она напомнила, что таковыми являются:

введение в действие государственных образовательных стандартов;

оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся;

обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;

использование современных педтехнологий в образовательном процессе.

Участники заседания пришли к выводу, что поставленные задачи могут быть реализованы только в условиях активной деятельности учащихся, при использовании учителем интерактивных методов и приемов обучения. В этом и заключена сущность педагогической деятельности.

Учитель украинского языка и литературы ООШ № 6 Наталья Коровина подчеркнула, что модернизация образования требует от учителя осознания себя как активного участника образовательного процесса. Поэтому личностное и профессиональное развитие педагога немыслимо без самообразования. Также она познакомила педагогов с элементами методической культуры.

Педагоги согласились, что необходимо повышать свой профессиональный уровень, принимая участие в работе ШМО, ГРМО, проектах профессионального развития, семинарах, постоянно работать над самосовершенствованием.

Учитель украинского языка и литературы ООШ № 19 Ирина Маслова в своем выступлении подробно рассмотрела когнитивный аспект обучения и выделила его структурные компоненты: мотивационный, или побудительный, программно-ориентировочный и действенно-операционный. В ходе общения педагоги согласились, что обучение – это всегда совместная деятельность учителя и ученика, поэтому в своей работе необходимо ориентироваться на индивидуальные особенности ребенка, создавать психолого-педагогические условия для развития  личности обучающегося.

В практической части встречи учителя Ванда Назарова (гимназия № 1), Эльвира Водянник (АСШ № 5), Оксана Рогаль (СШ № 1-лицей) поделились своим опытом работы по вопросу «Моделирование современного урока и его анализ».

Также на заседании был рассмотрен вопрос о проведении школьного этапа Республиканской олимпиады по украинскому языку и литературе в соответствии с заданиями, разработанными творческой группой учителей г. Антрацита и Антрацитовского района, и подготовке к горрайонному этапу.

Подводя итог методического диалога, педагоги подтвердили, что потребности, задачи, интерес создают для человека незавершенную ситуацию, энергию и направление поиска. Таким образом, обучение приобретает жизненное значение для человека и является важнейшей составляющей достижения личных и профессиональных целей. В этой ситуации процесс и содержание обучения приобретают личное значение для человека: он начинает понимать - для чего учится, чему ему необходимо научиться, в чем и как ему полезно изучаемое содержание и, соответственно, можно надеяться на существенное повышение качества образования.