Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями общего и речевого развития. Если не устранить их своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешать развитию природных способностей и интеллекта.
Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении. Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных черт характера. Обычно у таких детей неустойчивая самооценка, они хотят многого добиться, но не верят в собственные силы, поэтому стараются избегать ситуаций, в которых могут проявиться их реальные способности. Чтобы заинтересовать ребёнка с нарушением речи занятиями, стимулировать его, приходится убеждать, увлекать, дать ему понять, что чёткая, ясная, красивая речь - необходимое условие дальнейшей успешности.
26 ноября 2019г. в ГБОУ «АДОУЯСКТ № 13 «Барвинок» для детей подготовительной группы № 7 «Подсолнушки» приветливо распахнула свои двери «Литературная гостиная» по проекту «В мире басен И.А.Крылова», которую подготовила и провела логопед дошкольного учреждения Наталья Сергиенко. В мероприятии приняли участие не только воспитанники, но и музыкальный руководитель, воспитатели коррекционных групп, учителя-логопеды, родители.
Ребята вместе со взрослыми отправились в увлекательное путешествие в мир басен И.А.Крылова, расширили знания о творчестве баснописца, познакомились с новыми баснями и вспомнили изученные. Дети читали басни, отгадывали ребусы, инсценировали басню «Стрекоза и Муравей», сыграли в кукольном театре постановку басни «Ворона и Лисица», провели викторину, составили ментальную карту, синквейн о басне, провели эксперимент по басне «Лебедь, Щука и Рак», нарисовали картины тканью. На мероприятии ребята научились оценивать поступки людей, замечать их смешные стороны, стали более наблюдательными, проявили чувство юмора и остроумие.
Великие русские педагоги в своих работах утверждают, что классическую басню как учебный материал нельзя ничем заменить. Изучение басен именно в младшем возрасте имеет огромное воспитательное значение. В них содержится богатый материал для воздействия на эмоциональную сферу ребенка и воспитания у него высоких моральных качеств силой художественного слова. Жанр басни по многим признакам близок детям. Действующими лицами в них являются животные, птицы, растения, насекомые. Содержание басни легко можно пересказать, инсценировать.
Формы работы по проекту «В мире басен И.А.Крылова» научили детей творчески преобразовывать, мыслить, делать выводы, доказывать, способствовали развитию речи, памяти, мышления, расширению активного словарного запаса, навыков обобщения, выразительного чтения, совершенствованию диалогической и монологической речи. Кроме этого, подобные занятия формируют и личностные качества: доброту, честность, справедливость, трудолюбие, усердие, отзывчивость, благодарность, умение работать в коллективе.
Считаю, что современному учителю-логопеду необходимо владеть методикой работы с литературными произведениями, в частности с басней. Современному ребенку мало прочитать басню, сказку или другое произведение, раскрасить изображения героев, поговорить о сюжете.
С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмысливать произведения, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки. И в этом случае художественная литература никогда не уведёт ребенка в виртуальность. Наоборот, поможет ему в реальной жизни стать активным созидателем.