Современное развитие образования характеризуется сменой парадигм, переходом от парадигмы обучения к парадигме учения. Принятый государственный образовательный стандарт НОО определили главную миссию образования – становление ответственной, критически мыслящей личности, человека, способного к адекватному целеполаганию, выбору и действию в условиях стремительно изменяющегося мира, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.
Эти обстоятельства требуют поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий. К их числу можно отнести технологию социо/игровой педагогики В. Букатова, элементы которой изучали учителя 4-х классов на практическом семинаре, состоявшемся 10 января 2020 года на базе Антрацитовской ООШ № 2.
Методист АИМЦ Елена Титова акцентировала внимание педагогов на необходимости «встряхивать» (обновлять) свое представление о том, что такое урок и что такое образование, познакомила участников семинара с указанной технологией, презентовала учителям книгу В. Букатова и А. Ершовой «Нескучные уроки. Обстоятельное изложение социо/игровых технологий обучения школьников».
Игра – это жизнь между микрогруппами (социумами) детей, педагогов и др. группами людей, поэтому участники семинара изучали новую для них технологию через игру, выступая в роли учеников.
В процессе игры-обучения для установления контакта была проведена разминка «Руки – ноги», педагоги учились делиться и делить детей на команды, выбирать лидера, презентовать свою команду.
Для изучения, повторения, закрепления материала были предложены игры «Слова на одну букву», «Волшебная палочка», «Собери фразу», «Найди букву», «Костюмированный параграф учебника».
Во время рефлексии педагоги обозначили «три кита» социо/игровой «режиссуры урока»: движение, вариативность и работа малых групп. Поэтому всем учителям, кто собирается вести обучение в социо/игровом стиле, следует опасаться следующего: отсутствия движений, отсутствия вариативности, отсутствия работы в малых группах!
Как и любая другая педагогическая технология, социо/игровая педагогика предлагает не просто набор приемов, а систему, а еще точнее, образ жизни, часто тяжелый с точки зрения подготовки и режиссуры урока. От учителя потребуется постоянная высокая мобилизация и некоторая доля фантазии, иногда и определенная смелость. Но то, что эта технология даст хорошие результаты и поможет учителю и ученикам плодотворно творчески сотрудничать, покоряя нелегкую учебную программу, сомнений не вызывает.
МАТЕРИАЛЫ