Год семьи

ГКУ ЛНР "Центр обеспечения деятельности образовательных организаций города антрацита и антрацитовского района"

» » Деятельность школьной библиотеки в условиях введения и реализации ВГОС

Деятельность школьной библиотеки в условиях введения и реализации ВГОС

    В решении задач по переходу на ВГОС участвуют все члены образовательного процесса, в том числе и школьная библиотека.

17.11.2016 года в 10.00. на базе ГБОУ «Антрацитовская гимназия № 1 – ООШ 1 ступени» ЛНР состоялся семинар школьных библиотекарей общеобразовательных учреждений города Антрацита и Антрацитовского района «Деятельность школьной библиотеки в условиях введения и реализации  ВГОС».

    Необходимость проведения семинара была обусловлена изменениями, происходящими сегодня в системе образования. С введением нового ВГОС кардинально меняются принципы и цели образования, что влечёт за собой смену парадигмы деятельности библиотек общеобразовательных учреждений. Школьная библиотека рассматривается как важнейший компонент учебного процесса, а также как одно из условий его реализации.

Открыла семинар главный специалист Управления образования Администрации города Антрацита и Антрацитовского района Юлия Юрчишина, которая обратилась со словами приветствия к участникам семинара, сказала о значимости деятельности школьной библиотеки для образовательного учреждения.

    Рассматривая миссию и цели деятельности школьной библиотеки в условиях реализации ВГОС, методист ГБУ «АИМЦ» ЛНР Алла Щибря отметила, что стандарт нацеливает на преобразование библиотек в библиотечно-информационные центры, способные не только максимально обеспечить информационными ресурсами многоплановую деятельность образовательного учреждения, но и непосредственно обусловить формирование универсальных учебных действий у учащихся. Библиотекой должны быть пересмотрены традиционные формы и методы работы. В них следует включать ранее неиспользуемые средства и механизмы. Важно изучать и апробировать новые виды деятельности, вводить инновационные и эффективные формы работы.

Алла Щибря заострила внимание на организации проектной и исследовательской деятельности – важном элементе внутрисистемного взаимодействия школьной библиотеки. Она также отметила, что нормативные акты, регламентирующие содержание деятельности школьных библиотек, библиотекарей, не отвечают требованиям времени. Материально-техническая база школьных библиотек не в полной мере соответствует современным требованиям к технологической среде общего образования.

   По вопросу «Учебно-методического обеспечения  образовательного процесса в школах города Антрацита и Антрацитовского района в 2016 – 2017 уч. году»  выступила главный специалист Управления образования Администрации города Антрацита и Антрацитовского района Юлия Юрчишина. В своем выступлении она сообщила, что учащиеся школ  города Антрацита и Антрацитовского района в 2016 – 2017 уч. году обеспечены учебниками на 103 %. Только учащиеся 8 классов обеспечены учебниками на 95%. Обеспечение недостающей учебной литературой происходит за счет перераспределения учебников между школами города и района. Юлия Сергеевна дала методические рекомендации по вопросу  списания морально – устаревшей и ветхой литературы.

По вопросу «Деятельность школьной библиотеки по формированию духовно-нравственных ценностей обучающихся» выступила  руководитель горрайонного методического объединения школьных библиотекарей Наталья Якименко. Она рассказала, что наиболее системно, глубоко, последовательно в процессе духовно- нравственного воспитания школьника  сегодня выступает современная школьная библиотека как социально активное структурное подразделение школы. Основная  задача школьной библиотеки  состоит в  том, чтобы помочь возродить в обществе лучшие духовные традиции путем рекомендации читателю лучших образцов духовно-нравственной литературы, воспитания с юных лет у читателей художественного  вкуса и читательской  культуры. Перед школьными библиотеками  открывается огромное поле для педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. В руках библиотекаря уникальный воспитательный ресурс, каким располагает только он – универсальные книжные фонды. Если взглянуть на них с позиции традиционных культурных ценностей, то актуальными окажутся и народная педагогика, сосредоточенная в фольклоре: пословицах, поговорках, былинах, сказках; как никогда актуальной становится классическая литература, раскрывающая духовный мир человека и нравственные ценности народа.

   Школьная библиотека сегодня  определятся как творческая коммуникативная площадка для реализации культурно-нравственного  и  духовного  воспитания  учащихся. Основными формами проведения мероприятий являются выставки книг различной тематики, беседы, громкие чтения, конкурсы, литературные игры, обзоры,  турниры, викторины.

В соответствии с планом воспитательной работы школ библиотеки участвуют в подготовке классных часов и внеклассных мероприятий, сотрудничая с классными руководителями, заместителями директора по воспитательной работе.

Наталья Якименко отметила и ряд проблем, с которыми  сталкиваются школьные библиотекари сегодня. Главная из них – это отсутствие планомерного комплектования художественной литературой, а так же литературой по истории, религии и другим отраслям знаний.  Фонд школьных библиотек (не включая учебники) во многих библиотеках не отвечает информационным запросам пользователей, устарел, стал ветхим. Без государственной поддержки, без регулярного комплектования задача библиотекарей  по духовно-нравственному воспитанию учащихся  сводится к минимуму. В основном школьные библиотеки «выживают» только за счет подаренных читателями книг (акция «Подари книге вторую жизнь»).

   Методист ГБУ «АИМЦ» ЛНР Алла Щибря  <!--[if !vml]--><!--[endif]-->в своем выступлении «Планирование: теория  и практика. Методические рекомендации к планированию работы  школьной библиотеки  на 2016– 2017 учебный год» сказала, что планирование работы ― это составная часть управления библиотекой, направленная на определение перспективных, текущих целей и задач библиотеки. Основной целью планирования является оптимальное по времени и качеству выполнение задач библиотеки, максимальная мобилизация для этого всех необходимых ресурсов.

   Алла Щибря порекомендовала планировать  работу школьной библиотеки в соответствии с юбилейными литературными и памятными датами года и основными направлениями библиотечной деятельности, главной  задачей ставя перед собой привлечение детей к чтению, привитие любви к книге,  воспитание информационной культуры при условии сотрудничества  с педагогами и родителями и ориентации на качественное удовлетворение запросов, что в свою очередь зависит от использования инновационных форм и методов работы, особенно интерактивных.

   Целесообразно планировать работу с учётом акций по проведению десятилетий, юбилеев, праздников, объявленных международными организациями, Главой республики, а также – республиканских и региональных программ.

В конце семинара библиотекари ответили на вопросы анкеты «Портрет современного библиотекаря», которые  помогут создать правдивую картину роли библиотеки и библиотекаря в повышении качества школьного образования.

При подведении итогов семинара участниками была отмечена актуальность затронутых вопросов, высокий уровень подготовки выступающих. Библиотекари поделились не только опытом своей работы, но и получили конкретные рекомендации по модернизации деятельности школьных библиотек в условиях ВГОС.

   Семинар стал эффективной площадкой для обсуждения вопросов в рамках заявленной темы. Многие библиотекари поддержали идею проведения подобных мероприятий для обмена опытом. Семинар создал надежную платформу для дальнейшего профессионального сотрудничества школьных библиотекарей. 


Материалы семинара

Ссылки

Зеленая школа ППК РЭО
Присоединяйся к информкампании
Важно знать
Горжусь своими предками
Бессмертный полк
Народный Совет
Минстерство Образования
Просвещение
Телефон доверия
Паблик