В решении задач по переходу на ВГОС участвуют все члены образовательного процесса, в том числе и школьная библиотека.
17.11.2016 года в 10.00. на базе ГБОУ «Антрацитовская гимназия № 1 – ООШ 1 ступени» ЛНР состоялся семинар школьных библиотекарей общеобразовательных учреждений города Антрацита и Антрацитовского района «Деятельность школьной библиотеки в условиях введения и реализации ВГОС».
Необходимость проведения семинара была обусловлена изменениями, происходящими сегодня в системе образования. С введением нового ВГОС кардинально меняются принципы и цели образования, что влечёт за собой смену парадигмы деятельности библиотек общеобразовательных учреждений. Школьная библиотека рассматривается как важнейший компонент учебного процесса, а также как одно из условий его реализации.
Открыла семинар главный специалист Управления образования Администрации города Антрацита и Антрацитовского района Юлия Юрчишина, которая обратилась со словами приветствия к участникам семинара, сказала о значимости деятельности школьной библиотеки для образовательного учреждения.
Рассматривая миссию и цели деятельности школьной библиотеки в условиях реализации ВГОС, методист ГБУ «АИМЦ» ЛНР Алла Щибря отметила, что стандарт нацеливает на преобразование библиотек в библиотечно-информационные центры, способные не только максимально обеспечить информационными ресурсами многоплановую деятельность образовательного учреждения, но и непосредственно обусловить формирование универсальных учебных действий у учащихся. Библиотекой должны быть пересмотрены традиционные формы и методы работы. В них следует включать ранее неиспользуемые средства и механизмы. Важно изучать и апробировать новые виды деятельности, вводить инновационные и эффективные формы работы.
Алла Щибря заострила внимание на организации проектной и исследовательской деятельности – важном элементе внутрисистемного взаимодействия школьной библиотеки. Она также отметила, что нормативные акты, регламентирующие содержание деятельности школьных библиотек, библиотекарей, не отвечают требованиям времени. Материально-техническая база школьных библиотек не в полной мере соответствует современным требованиям к технологической среде общего образования.
По вопросу «Учебно-методического обеспечения образовательного процесса в школах города Антрацита и Антрацитовского района в 2016 – 2017 уч. году» выступила главный специалист Управления образования Администрации города Антрацита и Антрацитовского района Юлия Юрчишина. В своем выступлении она сообщила, что учащиеся школ города Антрацита и Антрацитовского района в 2016 – 2017 уч. году обеспечены учебниками на 103 %. Только учащиеся 8 классов обеспечены учебниками на 95%. Обеспечение недостающей учебной литературой происходит за счет перераспределения учебников между школами города и района. Юлия Сергеевна дала методические рекомендации по вопросу списания морально – устаревшей и ветхой литературы.
По вопросу «Деятельность школьной библиотеки по формированию духовно-нравственных ценностей обучающихся» выступила руководитель горрайонного методического объединения школьных библиотекарей Наталья Якименко. Она рассказала, что наиболее системно, глубоко, последовательно в процессе духовно- нравственного воспитания школьника сегодня выступает современная школьная библиотека как социально активное структурное подразделение школы. Основная задача школьной библиотеки состоит в том, чтобы помочь возродить в обществе лучшие духовные традиции путем рекомендации читателю лучших образцов духовно-нравственной литературы, воспитания с юных лет у читателей художественного вкуса и читательской культуры. Перед школьными библиотеками открывается огромное поле для педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. В руках библиотекаря уникальный воспитательный ресурс, каким располагает только он – универсальные книжные фонды. Если взглянуть на них с позиции традиционных культурных ценностей, то актуальными окажутся и народная педагогика, сосредоточенная в фольклоре: пословицах, поговорках, былинах, сказках; как никогда актуальной становится классическая литература, раскрывающая духовный мир человека и нравственные ценности народа.
Школьная библиотека сегодня определятся как творческая коммуникативная площадка для реализации культурно-нравственного и духовного воспитания учащихся. Основными формами проведения мероприятий являются выставки книг различной тематики, беседы, громкие чтения, конкурсы, литературные игры, обзоры, турниры, викторины.
В соответствии с планом воспитательной работы школ библиотеки участвуют в подготовке классных часов и внеклассных мероприятий, сотрудничая с классными руководителями, заместителями директора по воспитательной работе.
Наталья Якименко отметила и ряд проблем, с которыми сталкиваются школьные библиотекари сегодня. Главная из них – это отсутствие планомерного комплектования художественной литературой, а так же литературой по истории, религии и другим отраслям знаний. Фонд школьных библиотек (не включая учебники) во многих библиотеках не отвечает информационным запросам пользователей, устарел, стал ветхим. Без государственной поддержки, без регулярного комплектования задача библиотекарей по духовно-нравственному воспитанию учащихся сводится к минимуму. В основном школьные библиотеки «выживают» только за счет подаренных читателями книг (акция «Подари книге вторую жизнь»).
Методист ГБУ «АИМЦ» ЛНР Алла Щибря <!--[if !vml]--><!--[endif]-->в своем выступлении «Планирование: теория и практика. Методические рекомендации к планированию работы школьной библиотеки на 2016– 2017 учебный год» сказала, что планирование работы ― это составная часть управления библиотекой, направленная на определение перспективных, текущих целей и задач библиотеки. Основной целью планирования является оптимальное по времени и качеству выполнение задач библиотеки, максимальная мобилизация для этого всех необходимых ресурсов.
Алла Щибря порекомендовала планировать работу школьной библиотеки в соответствии с юбилейными литературными и памятными датами года и основными направлениями библиотечной деятельности, главной задачей ставя перед собой привлечение детей к чтению, привитие любви к книге, воспитание информационной культуры при условии сотрудничества с педагогами и родителями и ориентации на качественное удовлетворение запросов, что в свою очередь зависит от использования инновационных форм и методов работы, особенно интерактивных.
Целесообразно планировать работу с учётом акций по проведению десятилетий, юбилеев, праздников, объявленных международными организациями, Главой республики, а также – республиканских и региональных программ.
В конце семинара библиотекари ответили на вопросы анкеты «Портрет современного библиотекаря», которые помогут создать правдивую картину роли библиотеки и библиотекаря в повышении качества школьного образования.
При подведении итогов семинара участниками была отмечена актуальность затронутых вопросов, высокий уровень подготовки выступающих. Библиотекари поделились не только опытом своей работы, но и получили конкретные рекомендации по модернизации деятельности школьных библиотек в условиях ВГОС.
Семинар стал эффективной площадкой для обсуждения вопросов в рамках заявленной темы. Многие библиотекари поддержали идею проведения подобных мероприятий для обмена опытом. Семинар создал надежную платформу для дальнейшего профессионального сотрудничества школьных библиотекарей.