Мотивация – одно слово, 9 букв, но какой огромный смысл для каждого оно несет в себе! Иногда нам кажется, что мы не в силах больше бороться с обстоятельствами, что они сильнее нас, но находятся люди, которые видят в нас силу и способности, заряжают нас своей энергией, «встряхивают» нас. И, выдохнув, мы принимаем «бой» снова.
Известно, что поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная творческая работа, с воодушевлением, энтузиазмом, а может быть уклонение от нее «в знак протеста». Древняя мудрость гласит: «Можно привести коня к водопою, но нельзя заставить его напиться».
Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний, как возникает такая потребность, как она развивается, какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?
На эти и другие вопросы искали ответы учителя украинского языка и литературы на практическом семинаре «Современный урок: мотивационный компонент», прошедшем 19 декабря 2016 года на базе ГБОУ «Антрацитовская ООШ І-ІІІ ст. № 3» ЛНР.
Вниманию присутствующих был представлен ролик, главная мысль которого: «Не слушай никого, когда тебе говорят, что ты чего-то не можешь, потому что этого не может говорящий».
После небольшого экскурса в теорию педагог Индустрианской ООШ Инна Бабахова и Червонополянского УВК Надежда Алексеенко поделились с учителями опытом своей работы по мотивированию учащихся на различных этапах урока украинского языка или литературы. Их выступления вызвали искренний интерес присутствующих педагогов и активное обсуждение применяемых методов. Каждому хотелось поделиться своим опытом: «А я делаю это так…», «А еще можно использовать это…».
Методист АИМЦ Елена Титова рассказала об игровых ситуациях, помогающих развить интерес к чтению, и некоторых приемах работы с текстом учебника в технике активно-продуктивного чтения. Задания, представленные методистом, вызвали интерес даже у самих педагогов.
Мотивировать должно все: помещение, психологический настрой класса, внешний вид учителя, его настроение, организация каждого этапа урока, задания и т.д.
Учитель Антрацитовской ООШ № 3 Елена Бабичева поделилась опытом проведения бинарных уроков как одного из средств повышения интереса к урокам.
В конце семинара была проведена рефлексия методом «Ресторан». Педагоги сошлись во мнении, что хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей. Вспомнили слова А.Соловейчик: «Учитель – это ученик, навсегда вызванный к доске», а значит, обучая других – учись сам.
Материалы семинара