В новых образовательных стандартах для получения обучающимися качественного образования предъявляются высокие требования к метапредметным результатам освоения выпускниками образовательной программы. Метапредметные результаты – это универсальные учебные действия, межпредметные и надпредметные умения, которые предполагают, что выпускники должны овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения.
27 декабря 2016г. в Антрацитовском эколого-натуралистическом центре учащейся молодежи состоялся методический семинар для учителей биологии, географии и химии «Проектная и исследовательская деятельность как основные направления реализации образовательного стандарта». Целью мероприятия было повышение среди учителей педагогической грамотности о проектной технологии и методе исследования.
Методист АИМЦ Щербакова Анна раскрыла особенности проектного метода: понятие, классификация проектов, последовательность выполнения, оформление проекта. «Все, что я познаю, я знаю, зачем это мне необходимо, где и как я могу эти знания применить», - вот основной тезис современного понимания метода проектов. А.Щербакова подчеркнула, что для обучающихся проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность. Проектной метод означает путь, которым идут ученики и педагоги, если они хотят научиться чему-то.
Наряду с проектной деятельностью в современном образовании актуально использование исследовательской деятельности, в ходе которой происходит не только овладение обучающимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями, но и многостороннее развитие личности.
Исследовательская деятельность может выступать одним из направлений работы в рамках проекта, так как в процессе проектной деятельности зачастую приходится прибегать к исследованиям.
О методике проведения исследовательских работ с обучающимися подробно рассказала заместитель директора ЭНЦ Кондратенко Л.В.
Умение пользоваться проектной технологией является показателем высокой квалификации педагога, его инновационного мышления, ориентации на личностное и профессиональное развитие обучающихся. Учитель географии ООШ № 13 Затулина Е.А. представила межпредметный, исследовательский проект «Живи, родник!». Творческий, информационный проект «Великий ученый» (к 305-летию М.В.Ломоносова), который реализовался с обучающимися во внеурочной деятельности, презентовала учитель химии ООШ № 2 Бочарова Н.Н.
Проектный и исследовательский методы дают возможность педагогам сформировать у обучающихся качества, необходимые им для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации, причем, независимо от выбора будущей профессии.
Оценивая личностно развивающий потенциал исследования и проектирования, следует подчеркнуть, что и проектная, и исследовательская деятельность обучающихся достаточно актуальна для инновационной образовательной практики.