ГБУ "Антрацитовский информационно-методический центр" ЛНР

» » » Семинар-практикум для учителей биологии, химии, географии

Семинар-практикум для учителей биологии, химии, географии

     Единственная настоящая роскошь - 

 это роскошь человеческого общения

                            Антуан де Сент-Экзюпери

 

26 февраля 2019 года в АСШ № 5 прошел семинар-практикум для учителей биологии, химии, географии «Коммуникативная компетентность, как базовый элемент профессионализма педагога». Открывая семинар, методист ГБУ «АИМЦ» Щербакова А.А. подчеркнула, что реализация современных личностно-ориентированных образовательных технологий невозможна, если педагог не обладает достаточным уровнем коммуникативной компетентности, не готов гибко управлять процессом взаимодействия в ходе обучения и воспитания, применять коммуникативные технологии, содействовать взаимопониманию. Представляя модель коммуникативной компетентности, методист отметила, что уровень коммуникативной компетентности педагога предполагает развитие трех ее компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного и операционно-деятельностного.

Чтобы достичь своих целей в процессе общения, необходимо правильно подобрать стиль общения. Как верно заметил Ш.Амонашвили: «Общение учителя с учениками – это как обмен веществ в организме человека, его нарушение вызывает различные заболевания».  Щербакова А.А. предложила учителям определить их стиль педагогического общения (методика И.М.Юсупова) и дала характеристику каждому стилю.

Педагогический процесс в любой образовательной организации осуществляется во взаимодействии педагога и обучаемого и главным средством взаимодействия является речь педагога. Эффективность педагогического взаимодействия зависит, в том числе, и от ораторского мастерства. Методист раскрыла сущность, структуру и значимость ораторского искусства для становления профессиональной зрелости педагога.

Какие существуют секреты успешного общения? Как достичь поставленной задачи и дать другим то, чего они хотят? Заместитель директора  ГБОУ «АВЦДТ»,  практический психолог Бычкова М.В. провела с педагогами упражнения для развития навыков эффективного общения. Упражнение «Существительные – прилагательные – глаголы» способствует развитию речевой креативности. Цель очень интересного упражнения «Испорченный телефон» - продемонстрировать как может искажаться информация в процессе передачи. Улучшить взаимодействие с обучающимися, предотвращать конфликтные ситуации поможет упражнение «Я-конструкции».

Педагогическое общение, педагогическое взаимодействие – это не просто инструмент педагогики, а одно из наиболее важных условий ее успешности. Грамотное общение дает возможность ребенку и учителю предупредить возникновение противоречий. Однако, как бы не старался учитель, он не может постоянно поддерживать идеальное бесконфликтное состояние, где взрослый и дети живут, учатся, работают в полной гармонии.

О причинах  возникновения конфликтов, конфликтных ситуациях, способах разрешения конфликтов, которые возникают в процессе межличностного общения, рассказала практический психолог ГБОУ «АДОУЯСКТ №7 «Солнышко» Веселова Е.С. Психолог предложила педагогам провести тестирование «Конфликтны ли Вы?»

В заключение, подводя итоги семинара, методист Щербакова А.А.  обратила внимание педагогов на основные принципы построения успешного общения, общие правила эффективного общения взрослого и ребенка, а также правила общения с родителями. Методист подчеркнула, что главное правило в общении - взаимное уважение.

Материалы семинара