Дети, и в целом детство, стали в ЛНР важнейшим объектом социальной безопасности, обеспечивать которую в современных условиях крайне сложно, ибо угроз безопасности стало несравненно больше, чес 10 лет назад. Социально-экономические и политические условия, сложившиеся в нашей молодой республике, требуют новых подходов к решению проблемы обеспечения безопасности детей.
Что же необходимо предпринять для того, чтобы школа действительно стала «территорией безопасности»? На этот вопрос отвечали заместители директоров по воспитательной работе на семинаре-практикуме «Школа – территория безопасности: информационная безопасность», который состоялся 20 февраля 2019 года на базе ГБОУ «АООШ № 2».
Методист АИМЦ Елена Титова напомнила присутствующим, что главная формула безопасности гласит: предвидеть, по возможности избегать, при необходимости – действовать. В изменяющихся условиях подход к обеспечению безопасности жизнедеятельности человека, основанный на принципе спасать и исправлять, должен уступить место новому, базирующемуся на принципе предвидеть и предупреждать. Необходимо сказать, что в образовательных учреждениях проводится большая работа по формированию безопасности учащихся. Это и работа по предупреждению травматизма, и уроки ОБЖ, и правовое просвещение, и проведение психологических игр с подростками, и профилактика девиантного поведения учащихся, и создание здоровьесберегающих условий в образовательных учреждениях, и пропаганда вопросов охраны труда, и, конечно, обеспечение информационной безопасности.
С 2017-2018 учебного года в образовательных учреждениях города и района в феврале проходит декада медиабезопасности, целью которой является привлечение внимания педагогической общественности, родителей к проблеме формирования безопасной информационно-образовательной среды для детей и взрослых; изучение опасных угроз сети Интернет, других медиаресурсов и методов борьбы с ними; распространение знаний о безопасном, ответственном и позитивном использовании цифровых технологий для детей и молодежи.
В текущем учебном году декада проходила с 02 по 12 февраля. В течение десяти дней в образовательных организациях прошли тематические линейки, классные часы, родительские собрания, тестирование всех участников образовательного процесса по вопросам медиабезопасности, компьютерной зависимости, поведения детей в интернете. Учащиеся просмотрели видеоролики данной тематики, приняли участие в конкурсах плакатов, рисунков, памяток по безопасному использованию глобальной сети.
Методист АИМЦ напомнила и о письмах Уполномоченного по правам ребенка ЛНР о проведении в течение января – мая 2019 года цикла мероприятий под названием «Школа – территория без насилия», а в течение февраля – марта 2019 года цикла тематических мероприятий под общим названием «Дети в интернете».
Заместители директора по воспитательной работе Краснокутской ООШ Наталья Чаплюк, Штеровской ООШ Любовь Сурменко, АОШ № 1-лицей Оксана Филина представили опыт работы школ по данному вопросу: поделились разработками уроков, внеклассных мероприятий, классных часов, буклетами-памятками по безопасному пребыванию в интернете, творческими работами детей.
По окончанию семинара были утверждены рекомендации:
- максимально использовать накопленный опыт развития социального партнерства и взаимодействия различных ведомств в интересах безопасности ребенка;
- проанализировать условия образования и пребывания обучающихся в школе, оценить их с точки зрения безопасности физического и психического здоровья детей, пересмотреть подходы к организации образовательного процесса с учетом выявленных рисков;
- направленно влиять на изменение педагогической позиции в части формирования навыка безопасного поведения участников образовательного процесса, ориентированного на оценку ситуаций и явлений, прогнозировать и предотвращать возможные опасности жизнедеятельности;
- продолжить работу по обеспечению информационной безопасности детей путем проведения образовательных акций, трансляций фильмов, презентаций проектов повышения безопасности, памяток, правил пользования интернетом;
- проводить работу по предотвращению ситуаций, влекущих за собой применение насилия по отношению к обучающимся, стабилизации микроклимата в коллективах, повышению компетенции педагогов и родителей в работе с обучающимися с девиантным поведением, повышению уровня коммуникативной культуры обучающихся.
Материалы семинара