Дети приходят в дошкольное учреждение с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и в то же время с различными возможностями. В результате каждый по-своему отвечает требованиям воспитателя и сверстников и создает вполне определенное отношение к себе с обеих сторон.
В детстве человек впервые сталкивается с конфликтом. По всей видимости, это связано с тем, что уже в дошкольном возрасте отношения очень сложны, многоплановы и составляют целостную систему со своей внутренней структурой и динамикой развития.
Проблема кризиса, конфликтов, трудностей — одна из самых сложных и острых в развитии и воспитании детей. И от того, насколько взрослые педагоги-практики будут готовы к правильному руководству подобными ситуациями, во многом будет зависеть полноценное развитие детей. А для этого не столько необходимо знать возможные причины возникновения детских конфликтов и прогнозировать поведение детей в соответствии с возрастом, а сколько подсказывать и даже специально обучать детей наиболее оптимальным способам общения в них.
Вопросу профессиональной этики психолога и педагога в разрешении конфликтных ситуаций в образовательном пространстве было посвящено заседание методического объединения практических психологов дошкольных образовательных учреждений, которое состоялось 25 января 2019г. в ГБУ «АИМЦ».
Практический психолог ГБОУ «АДОУЯСКТ №10 «Колокольчик Ладыченко Г.М. рассказала о причинах конфликтов в детской среде, дала их классификацию. Психолог подчеркнула необходимость развития у детей навыков общения со сверстниками, создания «уголков доверительных бесед: «Солнечный круг», «Уголок доверия», «Островок желаний», «Секретная комната». Ладыченко Г.М. познакомила с рекомендациями, которые может дать психолог воспитателям по разрешению конфликтных ситуаций, а также представила игровые способы решения детских конфликтов: «Растительные обзывалки», «Ковер мира», «Рассказ от первого лица», «Супергневное письмо о супервозмутительном поступке», «Горячий стул», «Летающий мячик», «Круг примерения».
Педагоги отмечают, что дети дошкольного возраста мало осведомлены о необходимости соблюдения основ собственной безопасности. Поэтому задача педагогов и родителей подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях.
Веселова Е.С., практический психолог ГБОУ «АДОУЯСКТ №7 «Солнышко» в своем выступлении «Психологическая безопасность детей дошкольного возраста. Актуальные вопросы защиты прав несовершеннолетних» подчеркнула, что самая обычная обстановка может стать опасной для дошкольника, если он не знает правил поведения на улице, в транспорте, дома. Активность маленького ребенка в вопросах познания окружающего мира становится весьма небезопасной для него.
Психолог обратила внимание коллег на то, что многие современные мультфильмы представляют для ребенка психологическую опасность. Зачастую из мультфильмов в детское сознание проникают «культ силы», агрессия, грубое поведение. К сожалению, экран телевизора заменяет общение с родителями, книгу, прогулку на природе. Как следствие - рост у детей эмоциональных и психических расстройств, депрессий, немотивированной жестокости. Веселова Е.С. порекомендовала коллегам знакомить родителей с перечнем мультфильмов, не представляющих опасность для психологического здоровья дошкольника.
- Алейникова Н.М., практический психолог ГБОУ «АДОУЯСКТ №9 «Ласточка» поделилась с коллегами опытом применения мульттерапии как инструмента коррекции бессознательной сферы ребенка. Развивающие занятия с просмотром мультфильмов позволяют решать следующие задачи: развивать коммуникативные навыки и уверенность в себе, отрабатывать негативные переживания, работать со страхами, способствовать профилактике и разрешению детских конфликтов.
Психолог представила буклет «Перечень мультфильмов для психокоррекции и профилактики, используемые в ходе групповых занятий».
О службе медиации, которая функционирует в ГБОУ «УВК № 1», рассказала практический психолог Кулешова О.В. Девиз службы - «Мы не судим, мы примеряем». Способом разрешения конфликтов является встреча участников спора за «Столом переговоров», где они сами могут найти устраивающие всех решение, обсудить последствия конфликта и избавиться от негативных эмоций, понять, как избежать повторения конфликта в будущем.
Курбатова С.В., руководитель методического объединения подвела итоги работы.